Показано материалов: 2591-2595
Ценностная теория культуры (П. Сорокин, В. Виндельбанд, Г. Риккерт) Ценностный подход к культуре представлен в произведениях таких социологов и культурологов, как Питирим Сорокин (1899-1968), Вильгельм Виндельбанд (1848-1915), Генрих Риккерт (1863-1936) и других мыслителей XX в.
|
Игровая концепция культуры и ее модификации в современном мире (Й. Хейзинга, X. Ортега-и-Гассет, Г. Гессе) Одной из наиболее интересных и значительных концепций XX в. является так называемая игровая теория культуры, представленная нидерландским философом и историком Йоханом Хейзингой (1872-1945), испанским философом Ортега-и-Гассетом (1883-1955), немецко-швейцарским писателем Германом Гессе (1877-1962).
Культурология (В.Е. Толпыкин, Т.В. Толпыкина) |
Просмотров: 5445 |
Добавил: fantast |
Дата: 29.06.2017
|
Культура как сотворенная человеком природа Анализ сложившихся в XX в. теоретических направлений, школ и концепций культуры позволяет увидеть различные подходы к ее определению. Одним из них является рассмотрение культуры как второй, сотворенной человеком природы, надстраивающейся и возвышающейся над первой, естественной, первозданной природой. Истоки такого подхода можно обнаружить уже в античности. Но как самостоятельное понятие, обозначающее результаты многообразной деятельности общественного человека, оно оформилось лишь в Новое время в трудах Э. Б. Тайлора и немецкого юриста С. Буфендорфа. Тайлор определял культуру как «сложное целое, которое включает в себя знания, верования, искусство, закон, нравы, обычаи и любые другие способности и привычки, приобретаемые человеком как членом общества»1.
Культурология (В.Е. Толпыкин, Т.В. Толпыкина) |
Просмотров: 1068 |
Добавил: fantast |
Дата: 29.06.2017
|
Культура как совокупность смыслов Культуру также можно рассматривать как совокупность смыслов, которые человек вкладывает в природу и результаты своей деятельности. В этом понимании культура характеризуется как смысловой мир человека. Создавая тот или иной предмет или обращаясь к тому, что уже есть в готовом виде в природе, человек дает ему имя, то есть соответствующим образом обозначает данный предмет, отделяя его от множества других предметов. Стол, машина, цветок, дерево — все это различные имена, каждое из которых складывается из предметного и смыслового значения. Предметное значение, допустим, имени «стол» состоит в указании на множество однородных, имеющих одинаковые признаки предметов, объединенных данным именем. Концептуальное же значение этого имени определяется, прежде всего, функциональной ролью, смыслом для человека, создавшего этот предмет, за которым принято сидеть (читая книгу, совершая трапезу, ведя беседу и т. д.). Смысл стола, следовательно, состоит в том, чтобы человек за ним сидел. Но, стол, как и другой любой предмет, в отдельных случаях может обретать иной, несвойственный этому предмету смысл, иначе говоря, антисмысл. Смысл, например, созданной человеком машины состоит в том, чтобы облегчать собственный труд, освобождать мозг и разум для решения более творческих задач. Когда же на машину возлагают не свойственные ей функции, используя ее в качестве силы, направленной на деградацию, или даже несущей гибель человеку и человеческому роду, то ее смысл также превращается в антисмысл. Если человек, изначально предназначенный быть «образом и подобием Бога», становится исчадием ада, носителем зла и безумия, а создаваемое им искусство, призванное возбуждать чувство прекрасного, возвышенного, будоражит дремлющие в тайниках его души самые темные инстинкты и порочные страсти, то тем самым также можно с полным основанием утверждать, что и здесь смысл не просто исчез, утратился, а изменил облик, явив себя в образе монстра, имя которому антисмысл. И если культуру рассматривать как совокупность смыслов, то соответственно антисмыслы в своей совокупности составляют антикультуру, с внутренне присущим ей не созидающим, а разрушающим началом.
Культурология (В.Е. Толпыкин, Т.В. Толпыкина) |
Просмотров: 1358 |
Добавил: fantast |
Дата: 29.06.2017
|
Культура и ценности. Типология ценностей Человек создает, творит культуру. И, вместе с тем, сам является носителем, субъектом культуры. Создавая и совершенствуя мир, человек тем самым конструирует и совершенствует самого себя, свои таланты, дарования, интеллектуальные способности. Более ярким, содержательным, насыщенным становится чувственно-эмоциональный мир личности, более сильной и целеустремленной становится воля.
Культурология (В.Е. Толпыкин, Т.В. Толпыкина) |
Просмотров: 1364 |
Добавил: fantast |
Дата: 29.06.2017
|