Показано материалов: 146-150
МАТЕРИАЛИЗМ И МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ К. филос. н., доц. К В. Балахонский Пензенский педагогический институт В современной отечественной философии четко прослеживается тенденция отказа от материалистического мировоззрения и формирования однозначных идеалистических установок. Главными причинами этого являются стремление преодолеть односторонность и ограниченность официальной советской философской парадигмы, а также полное отрицание марксизма как идеологии. |
Категории "бытие” и "материя" в материалистической философии Д. филос. н., проф. В. Н. Комаров Казанский технический университет В материалистической философии (в том числе и в марксистской) эти категории нередко употребляются в качестве синонимов, черев запятую или, как у Ленина, в виде: "бытие (материя)". Между тем подобное употребление этих категорий обедняет, упрощает (пусть формально-логически) материализм как философское направление и тем самым дает идеализму дополнительные аргументы для критики материализма. И уж совсем недопустимо, когда категорию "материя" употребляют через запятую с понятием "природа", что тоже-достаточно часто можно встретить в текстах философов-материалистов. |
К синтезу социально - философского знания Д. филос. н., проф. С. Э. Крапивенский Д. экон. н., проф. Ф. Носицина Волгоградский университет Существует внутренняя логика развития социальной философии, которая отнюдь не копирует логику развития философии в целом или отдельных ее частей (онтологии, гносеологии, концепции развития). Если, к примеру, концепции развития сменяли друг друга по известной триаде " наивная античная диалектика - многовековое господство метафизики - возрождение диалектики в философии Нового времени", то логику развития социальной философии изобразить схематично гораздо труднее. В порядке первого приближения и забегая несколько вперед это можно представить так. Даже краткая характеристика каждого из представленных в схеме течений позволяет выяснить взаимосвязь их генезиса и дальнейшего функционирования в качестве одной из парадигм с общей логикой развития социальной философии. |
Естественнонаучные основания социальной теории и исторический материализм Д. филос. н., проф. В. И. Горюнов Санкт - Петербургский технический университет Социальное знание еще не приобрело вид научной картины общества, подобной естественнонаучной картине природы, и не обладает теоретическим единством, базирующимся на некотором объективном основании; пока еще не построена фундаментальная, опираются на естествознание социально -теоретическая модель общества, показывающая развитие всех сфер общественной жизни в их целостности, с позиции единых принципов и законов. Вместе с тем выработка экономической и технической политики все больше требует фундаментальной научно-теоретической проработки вопроса о естественно-природных основаниях общественной жизни, научное объяснение которых позволяет подняться до научного объяснения всей общественной жизни, осуществить исследование общественного развития во всей его целостности, строго выдерживая единую логическую последовательность, что является критерием научности. |
Достижения современной науки - свидетельство высшего единства материализма и диалектики К филос. н., доц. ж. А. Кузьмичева Ярославский педагогический университет Современная ситуация в обществе с широкой пропагандой идеализма, антинауки, религии, отказом от материалистических идей, в новых учебных пособиях по философии выдается за истину ненаучная картина мира (ее автор православный философ-математик Тростников) (1), притом не принимается во внимание ее квалифицированное опровержение (2). Паранауки, де-истские и креационистские концепции внедряются в общественное сознание средствами массовой информации, игнорирующими выступления ученых в защиту материализма и науки (3). Защита материализма, науки является сегодня важной задачей для сохранения "тонкой пленки разума" на нашей планете. |