Культура и социум в мифологии, религии, искусстве Важнейшим индикатором социокультурного пространства как городов, так и сельских поселений является окутывающий его социально-психологический климат, во многом определяющий характер отношений между людьми, живущими в больших и малых городах, сельской местности, в центре и самой отдаленной «глубинке». Симпатия и антипатия, миролюбие и вражда, сотрудничество и соперничество, безоговорочное неприятие, отторжение инакомыслия или готовность к компромиссам и взаимным уступкам — эти и многие другие варианты отношений, складывающихся между людьми и заполняющих своей аурой жизнь социума, определяются не природой с ее безусловным «равенством всех тварей» и благоговением перед любой жизнью, а культурой.
|
Социокультурная динамика и многообразие моделей социокультурных процессов Если определить социокультурную динамику как изменения или модификации черт культуры во времени и пространстве, то с необходимостью возникают вопросы, с одной стороны, о характере и направленности таких изменений, а с другой — о механизмах, их порождающих. Вопросы социокультурной динамики всегда были в центре внимания философской и культурологической мысли. О. Шпенглер и А. Тойнби, П. Сорокин и В. Винделъбанд, из русских ученых — Я. Данилевский, В. Соловьев, Н. Бердяев и многие другие, пытаясь придать этой проблеме строго научный характер, создавали различные модели социокультурного процесса, о сложности познания которого писал немецкий культуролог О. Шпенглер в своем знаменитом труде «Закат Европы»: «...Кроме необходимости причины и следствия, я назову ее логикой пространства, в жизни существует еще логика судьбы — логика времени, являющаяся фактом глубочайшей внутренней достоверности, который направляет мифологическое, художественное и религиозное мышление и составляет ядро и суть всей истории, но в то же время не поддается формам познания»1.
Культурология (В.Е. Толпыкин, Т.В. Толпыкина) |
Просмотров: 2242 |
Добавил: fantast |
Дата: 14.07.2017
|
Истоки и социокультурный смысл духовности Вера и безверие — извечные символы человеческой духовности и бездуховности. Их противостояние сопутствует всей жизни человека, его как эмпирическому, так и религиозному опыту. Но что такое духовность, необходимость возрождения которой столь остра для современной культуры? В чем суть ее, и каковы ее истоки? Отвечая на эти вопросы, обратимся к этимологии слова «духовность», происходящего от другого слова — «дух» (греч. рпеита\ лат. spiritus, что буквально означает: дуновение, горячий воздух, ветер, дыхание как носитель жизни). Все эти аспекты присутствуют в таких словосочетаниях, как святой дух, народный дух, дух эпохи, дух времени, дух истории, дух культуры, дух земли, мировой дух и т. д. С точки зрения современных философских и культурологических учений, являющихся своеобразным синтезом исторически складывающихся представлений о духе, можно отметить следующие его проявления.
Культурология (В.Е. Толпыкин, Т.В. Толпыкина) |
Просмотров: 1158 |
Добавил: fantast |
Дата: 14.07.2017
|
Духовность и религиозная картина мира Одной из наиболее ярких и выразительных форм духовности является религия, занимающая важное место в жизни человека и общества. Будучи формой культуры, по существу рожденная ею, религия в свою очередь оказала и продолжает оказывать влияние на культуру всех исторических эпох и народов. Религию с полным основанием можно назвать лицом цивилизации, ее наиболее значимым индикатором. Это проявляется как в исторической эволюции религиозного мировосприятия, так и в содержательном анализе и сопоставлении, например, западных и восточных религий, в их понимании и оценке мирового исторического и культурного процесса. Так, например, с точки зрения христианства, и мирская, и священная история, а соответственно и культура, имеют единую направленность с четко обозначенным началом и концом исторического процесса. Начало истории положено актом божественного творения мира и человека. Завершением ее является второе пришествие Христа и апокалипсис, знаменующий собой «конец света». Исторический и культурный процессы, детерминированные Богом, обретают смысл лишь благодаря вере во всемогущество Бога, его безраздельную милость по отношению к погрязшему в грехе человеку. Грех и искупление греха в акте Божественного откровения — таковы сакральные истоки исторического процесса.
Культурология (В.Е. Толпыкин, Т.В. Толпыкина) |
Просмотров: 1173 |
Добавил: fantast |
Дата: 14.07.2017
|
Ислам: культурологический анализ Ислам — одна из наиболее значительных мировых религий, возникшая в начале VII в. на территории Аравии (ислам — араб, буквально — покорность). Возникновение ислама как монотеистической религии, провозглашенной ее пророком Мухаммедом и изложенной в Коране, самым непосредственным образом связано с тем необычайно сложным периодом истории, который переживали народы, населяющие Аравию. Осуществлялся переход от безгосударственного к государственному строю, формировались новые формы общественных и хозяйственных отношений, рушились прежние, сложившиеся связи между людьми, в борьбе, сомнениях, противоречиях складывались новые. Прежние верования в многочисленных племенных богов постепенно сменяются верой в единого Бога — Аллаха. Культ Аллаха в конечном счете выливается в идею предопределенности человеческой судьбы, покорности его воле. Ислам — религия мусульман (от араб, «муслим», что значит, — предавший себя Аллаху). Коран — священная книга мусульман, значительная часть которой содержит изречения и поучения Мухаммеда, сформулировавшего основы мусульманского вероучения, согласно которому высшей не только религиозной, но и нравственной заповедью является незыблемость веры в единого, вездесущего Бога Аллаха как творца и покровителя мира. Приближение к Аллаху, служение ему, вымаливание у него милостей и вечного спасения — высший нравственный долг, определяющий смысл и назначение человеческой жизни. Для мусульманина ценность будущей загробной жизни неизмеримо выше ценности земного существования. Критерием нравственного поведения является богоугодность, а отсюда стремление освятить любой поступок именем Аллаха. В исламе, как ни в одной другой религии, существует детальная регламентация жизни мусульман, особый свод предписаний не только для отправления религиозных культов (молитвы, поста, паломничества и др.), но и для повседневных дел, обязанностей, семейных и общественных отношений. В 114 сурах (главах), из которых состоит Коран, можно найти правила поведения, охватывающие по существу все сферы не только частной жизни мусульман, но и мусульманского общества в целом. Система запретов и предписаний включает в себя вопросы наследования имущества, правил торговли, разделения военной добычи, внесения и распределения налогов, участия в общественной, хозяйственной, политической жизни. Религия, политика, право, как ни в одной другой религии, насыщены духовно-нравственным содержанием. Религиозная и светская жизнь не просто неразделимы, но и составляют единое, нерасчленимое целое.
Культурология (В.Е. Толпыкин, Т.В. Толпыкина) |
Просмотров: 1687 |
Добавил: fantast |
Дата: 14.07.2017
|