Показано материалов: 196-200
Об основном вопросе философии и месте диалектического материализма в структуре философии марксизма-ленинизма И. Г. СТЕПАНОВ Ни в одной науке так часто не обсуждаются вопросы собственного предмета исследований, как в философии. Одной из гносеологических причин этого является философская само-рефлексия, определяемая самим содержанием философского знания. Один из немецких писателей XIX века в связи с этим остроумно заметил, что философия сама .нуждается в философии, то есть, в философии философии. |
Об интегральном и дифференцированном подходе к определению предмета философии А. М. ХОХЛОВ Дифференциация философского знания — вполне закономерный процесс. Первоначально философия не выделялась из мифологического, религиозного мировоззрения. Начало античной философии ознаменовалось интенсивными попытками выработки общего мировоззрения на природу, на космос как противоположность хаоса. В конце античной эпохи философия разделилась на три относительно самостоятельные части — онтологию, гносеологию и логику. Эти три части бытия философии имели свою предметную область и длительное время вполне удовлетворяли и содержанию, и темпам ее развития, так что к концу XVIII в. за философией признавалось право составить общую картину бытия и познания в отличие от специальных наук. Правда, если взглянуть на предмет философии со стороны его более дробного членения, то надо признать, что еще до эпохи средневековья в рамках общефилософского мировоззрения сформировались и политика, и этика, и эстетика и другие философские дисциплины. |
О трех аспектах вопроса: «что такое философия?» В. Е. ДАВИДОВИЧ, В. П. ЯКОВЛЕВ В вопросе «что такое философия?» объективно заключены три относительно самостоятельных, хотя и глубоко связанных между собою, стороны или аспекта. Их не следует отрывать друг от друга, но и не следует смешивать. |
О специфике современного материализма Е. В. ПАШНИЦЕВ Вопрос о специфике философского знания таит в себе множество проблем далеко не академического характера. Безобидное стремление «уточнить» предмет собственной науки может привести философа к размышлению о том, насколько вообще реальна его деятельность в обществе — способен ли он и его наука доказать «истинность, т. е. действительность и мощь, посюсторонность своего мышления»? Вопрос далеко не риторический, если учесть, что «развитие философской науки все еще не отвечает возросшим требованиям общественной практики и научного познания» [1]. |
О специфике предмета философии Ф. М. Землянский 1. Общественно-историческое познание, представляя собой процесс активного отражения действительности общественным субъектом, характеризуется многоаспектным единством противоположных моментов объективного и субъективного. Противоречивое единство этих моментов, постоянно углубляясь, модифицируясь на основе развития практической и познавательной активности субъекта, существенным образом характеризует и предмет каждой качественно определенной области общественного познания (философии и различных частных наук). |