Показано материалов: 201-205
О специфике предмета марксистской философии Н. М. ПЕРЕЛЫГИН В марксистской литературе общепринятым является признание предметом философии наиболее общих законов бытия и мышления, что прямо вытекает из основного вопроса философии, сформулированного Ф. Энгельсом. Такой подход основан на диалектико-материалистическом анализе всей философии и в качестве общего принципа не может вызывать сомнений. Но, к сожалению, в нашей философской литературе этот общий принцип часто понимается как специфический предмет марксистско-ленинской философии [1, 17], что, на наш взгляд, не позволяет достаточно полно вскрыть ее преимущества по отношению к многообразным философским течениям. |
О соотношении диалектического и исторического материализма в связи с определением предмета философии
О соотношении диалектического и исторического материализма в связи с определением предмета философии И. С. НАРСКИЙ В данном выступлении я остановлюсь только на вопросе о соотношении диалектического и исторического материализма, тесно переплетенном с вопросом о соотношении диалектического материализма и «философии природы». |
О системном характере предмета философии Н. С. РЫБАКОВ Вопрос о предмете философии остро встает в периоды бурного развития философии и связан нередко с преобразованием ее структуры. Каждое исторически новое философское учение по-своему определяет сущность и задачи философии, выделяет определенный круг проблем, выражает свое отношение к предшествующим и сосуществующим течениям. В историческом плане обнаруживается многозначность интерпретаций предмета философии, порою взаимно исключающих друг друга. Т. И. Ойзерман, специально изучавший этот вопрос, пришел к заключению, что «вывод о единстве предмета философского исследования во все исторические времена неправомерен» [5, 238]. Это обстоятельство свидетельствует о сложной, диалектически противоречивой природе предмета философии, а также означает, что вопрос об исторических формах предмета философии и их преемственности имеет актуальное значение. С достаточной определенностью можно констатировать историческую тенденцию формирования научного понимания предмета философии, которая наиболее полно реализуется в системе марксистско-ленинской философии. Предмет философии обретает свою наивысшую, классически развитую форму только в философии марксизма. Именно здесь он получает свое наи‘ более полное и теоретически адекватное выражение. И говорить о предмете философии в строго научном смысле можно', только подразумевая предмет марксистско-ленинской философии. |
О природе философии В. К. ТОЛПЕГИН 1. В современной марксистской литературе философия чаще всего характеризуется и изучается как наука, хотя исторически она, надо полагать, сформировалась как определенная форма общественного сознания. Что обусловило появлений этой формы общественного сознания? |
О предмете философии как науки Б. М. КЕДРОВ Философии, как чего-то единого целого, на мой взгляд, не существует. Поэтому у нее нет и не может быть единого предмета. То, что именуется современной философией, в действительности расколото прежде всего на две части: научную и ненаучную, а ненаучная в свою очередь раздроблена на множество различных, нередко несовместимых между собой философий. Поэтому, строго говоря, можно говорить о предмете только той философии, которая является научной. Однако несмотря на содержательное различие между отдельными философиями и отсутствие у них общего предмета, у всех у них имеется все же нечто общее в виде некоторых общих признаков, тенденций или черт, что и дает основание присваивать им наименование «философия». Таким общим признаком является прежде всего стремление выдвинуть и обосновать некоторые всеобщие, точнее сказать, предельно общие принципы и положения, охватывающие бытие и сознание, иногда — одно бытие, (если оно только и учитывается), или же одно сознание (если оно только и признается), иногда же раздельно — бытие и сознание. Научная философия достигает такую цель по-научному, в соответствии с самой действительностью. В ненаучной же создается лишь словесная видимость, проявляющаяся как претензия на постановку и решение подобной задачи, тогда как на деле здесь имеет место одна только иллюзорность, одна только видимость такого решения и дальше претензии дело не идет. Какие же конкретно принципы принимаются за предельно всеобщие, определяется характером и рамками той или иной конкретной философии. |