Показано материалов: 206-210
О предмете философии и его инвариантности 3. А. КАМЕНСКИЙ 1. В настоящее время в советской литературе сложилось несколько концепций предмета философии — «онтологическая», «гносеологическая», «антропологическая», «мировоззренческая», «ценностная». Однако в последние годы наметилась тенденция к выработке синтетической концепции (являющейся по существу диалектическим, т. е. обогащенным возвращением к традиционному марксистскому определению философии как науки о всеобщих законах действительности). Зерном этой синтетической концепции является понимание философии как науки о всеобщем, хотя трактовка всеобщего, его нисхождение в конкретное через общее и частное, следовательно, структурирование предмета философии является еще областью существенных разногласий. |
О предмете логики и ее месте в системе философского знания В. Л. Акулов В качестве особой области философского знания логика исторически конституировалась как наука о мышлении. Такое ее понимание охватывает и все ныне существующие логические теории, включая теорию диалектического материализма [1, 366—367, 555]. Различие в данном случае существует не в определении предмета логики как науки о мышлении, а в понимании мышления как ее (логики) предмета. Последнее существенно важно для уяснения как истинного предмета логики, так и ее места в системе философского знания. |
О предмете и структуре марксистской философии Ю. Ф. БУХАЛОВ Предмет марксистской философии и ее структуру следует рассматривать исходя прежде всего из предмета ее изучения и его структуры. Предметом философии является общее отношение материи и сознания, которое выражается в основном вопросе философии. Марксистская философия принципиально отличается от всех других философских теорий прежде всего тем, что она научно поставила и решила основной вопрос философии на базе материалистического понимания истории. Материалистическое понимание истории показало, что отношение сознания и материи представляет не природное, а общественное отношение, ибо сознание существует только как общественное явление и «с самого начала есть общественный продукт». Реально отношение сознания и материи проявляется только в жизни общества (и человека как члена общества), в соотношении общественного (и индивидуального) сознания и общественного (и индивидуального) бытия. |
О предмете диалектического материализма А. П. ШЕПТУЛИН Главное в содержании любой науки составляют открываемые и формулируемые соответствующим образом законы. В связи с этим соотношение одной науки с другой определяется соотношением изучаемых ими законов. Наука, изучающая более общие законы, является общей по отношению к науке, изучающей менее общие законы. Диалектический материализм является всеобщей наукой, он изучает законы, действующие одновременно в природе, обществе и человеческом мышлении. В ходе изучения всеобщих законов, действующих в объективной действительности и в сознании, возникает необходимость установить соотношение между первыми и вторыми, выявить закономерности их взаимосвязи и взаимозависимости. |
О научности и специфичности предмета философии В. В. Агудов 1. Как ни в одной другой науке вопрос о ее предмете не стоит так остро, как в философии, обладая при этом своеобразной «вечностью». Здесь действуют свои объективные причины: во-первых, сказывается действие одной из общих черт развития всякой подлинно научной теории — ее изменения, вызываемые постоянным развитием самого объекта познания; во-вторых, предмет философии в отличие от предмета других наук, обладает особой сложностью и противоречивостью, порожденной не только теоретической, но и идеологической системой связей между философией и всеми другими отраслями знания; в-третьих, в отличие от других наук,— множественностью направлений и школ, в том числе и антинаучного характера, что порождает острейшие противоречия между ними. |