Показано материалов: 211-215
Логические категории как предмет философии В. В. ВЕРБОВСКИЙ, В. А. КАПУСТИН 1. Логика вещей, объективная диалектика, или логос (в гераклитовском смысле) из внешнего вечного Закона мироздания переходит в логику человеческого мышления. Но это есть мышление, направленное на предметный мир, предметное, «обыденное» мышление. С отделением умственного труда от физического начинается осмысление самих форм мысли, самих логических категорий в отличие от осмысления вещей с помощью неосознаваемых категорий. Начинается история философии. Философия всегда независимо от субъективных намерений тех или иных философов занималась только логическими категориями, выяснением их связей, их переходов, их содержания. Осознание этого в домарксовской философии мы встречаем лишь у Аристотеля и Гегеля (и то частичное). Философия марксизма совершенно определенно начинается с того, что она есть диалектика, а диалектика есть наука «о чистом мышлении» (Ф. Энгельс), о категориях, об их связи и движении. Но движение и связь категорий, диалектика как логика отображают движение и связь самой действительности, и значит, диалектика есть также наука о всеобщих законах бытия(Ф. Энгельс). |
Логика развертывания системы и предмет марксистско-ленинской философии К. Н. Суханов 1. Проблема предмета марксистско-ленинской философии на какой-то стадии ее рассмотрения сводится к вопросу о краткой дефиниции марксистско-ленинской философии как науки. Такого рода дефиниции либо «подытоживают главное» [4, 386] в конце «действительно исчерпывающего» (Ф. Энгельс) рассмотрения существа и форм проявления определяемого предмета, либо выступают в качестве предварительного, абстрактного знания предмета, являющегося исходным пунктом развития системы знания, в том числе, философского [5, 59]. Естественно, что во втором случае логика развертывания системы будет определяться категориальным содержанием соответствующей дефиниции. Именно в плане этого второго варианта мы рассмотрим логику развертывания системы марксистско-ленинской философии и диктуемое этой логикой понимание структуры предмета марксистско-ленинской философии. |
К проблеме «начала» марксистско-ленинской философии К. Н. Любутин Диалектико-материалистическая философия рассматривает сознание как отражение бытия на основе практики. Посредством практики втягивается материальная действительность в человеческую сферу. Практическая деятельность исторически и логически выступает в качестве основы сознания и познания. Местом и ролью практической деятельности в общественной жизни определяются место и роль категории практики в системе философских наук марксизма-ленинизма. Эта категория оказывается, по существу, исходным пунктом, аналогичным категории товара в политической экономии капитализма, «началом», обусловливающим теоретическую возможность объяснения коренных философских проблем. Сама же практика, материальная целенаправленная деятельность людей может быть раскрыта только через категории субъекта и объекта, характеризующие стороны практического воздействия. Практическая деятельность — это всеобщее и «простейшее» отношение, необходимым аспектом которого является отношение сознания к материи. Когда К- Маркс и Ф. Энгельс обнаружили практическую природу отношения субъекта и объекта, исследование отношения сознания к бытию было поставлено на действительно реальную почву. |
Интегральный, системный подход к определению предмета философии Н. О. ОСМАНОВ 1. Наблюдаемое в нашей литературе «многочтение» вопроса о предмете философии (определение ее как науки о мышлении, об основном вопросе философии, об отношении человека к миру, действительности, о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления и др.) связано с выделением, выпячиванием каждым автором своего «среза», своего «видения» специфики философии и ее предмета (что детерминируется его научными интересами, целями, ожидаемыми им результатами и т. д.). Между тем, применение диалектического требования полноты и всесторонности исследования к предмету самой философии выявляет необходимость отказа от «срезного», одностороннего подхода (и связанной с ним методологии) в пользу интегрального, системного понимания предмета философии. Последнее, на наш взгляд, включает в себя в качестве фундаментальной компоненты выявление важнейших логико-методологических предпосылок для определения предмета философии. Их исследованию и посвящено данное сообщение. |
Аспекты решения основного вопроса философии и определение предмета философской науки Н. В. ЛАПОНОВ 1. Отсутствие однозначности в решении проблемы, связанной с определением предмета философии, порождает ряд неувязок и существенно затрудняет научно-исследовательскую и преподавательскую деятельность философов. |