Христианство: культурологический анализ Христианство — это не только религия, но и особый, чрезвычайно своеобразный тип культуры, возвеличивающий человека, насыщающий его жизнь высотой духовных помыслов и благородных деяний. Возникшее в эпоху жесточайших социальных катаклизмов, сотрясающих Римскую империю, распада античного полиса и разочарования в языческих богах, христианство выразило суть социокультурного кризиса античного мира и позднеантичной культуры. Непосредственным предшественником христианства был иудаизм — первая монотеистическая религия, провозглашавшая веру в единого Бога. Однако выросшее из иудаизма христианство уже на самых ранних этапах своего развития покинуло почву иудейской религии и образовало совершенно новое, не существовавшее ранее религиозное учение. И даже унаследованные от иудаизма основополагающие идеи эсхатологии (от греч. eshaton — последний, logos — знание; учение о «конце света» и «страшном суде») и апокалипсиса (от греч apokalypsis — откровение), обрели в христианстве новое, с одной стороны, сакральное содержание, а с другой — глубокий нравственный смысл, не только ориентирующий христиан на укрепление стойкости в вере, но и дающий им надежду на торжество царства Мессии в борьбе со всем сонмищем внешних и внутренних врагов. Если ветхозаветный Бог обращает свои заветы ко всему иудейскому народу, !то заветы христианского Бога обращены к душе каждого человека. Бог Нового завета — личный Бог, возвестивший о жертве и Искуплении. Бог, воплотившийся в человека через образ Иисуса Христа, указал христианам истинный путь к спасению, духовному возрождению и возвышению.
|
Буддизм: культурологический анализ Буддизм — древнейшая религия, возникшая в VI-V вв. до н. э. Основоположником ее считается Гаутама Будда, что значит просветленный, или по другой транскрипции — пробужденный. Эти два значения слова «Будда» не только не противоречат друг другу, но, напротив, их соединение дает возможность углубить смысл духовного прозрения, снизошедшего на Будду, разум которого пробудился, чтобы постичь свет истины, открывшейся ему в своей торжествующей красоте. Гаутама Будда — конкретная историческая личность, и вместе с тем слово «Будда», будучи производным от санкристского корня «будх» — пробуждаться, может быть именем любого человека, способного пробудиться для активной, просветленной мысли. Буддизм, следовательно, с полным основанием может быть отнесен к политеистическим религиям, поскольку утверждает множество Будд, обитающих в безбрежности космического пространства и приходящих в мир, чтобы помочь людям преодолеть нравственное несовершенство и избавиться от страстей и пороков. Буддизм, как и ранее существовавшие политеистические религии Востока, уходит своими корнями в мифологию. Однако, в отличие от предшествующих религий его мифологические образы и сюжеты исполнены глубокого нравственного смысла. Так, конструируя модель космического пространства и населяя его духовными сущностями, буддизм особое место отводит в нем человеку, считая, что по степени своего интеллектуального развития человек достоин того, чтобы, возвысившись над всеми другими существами, находиться в непосредственной близости от небожителей. Следует также обратить внимание еще на одну чрезвычайно важную для характеристики социокультурной динамики особенность буддизма. Древние культуры и религии, поражающие нас своей грандиозностью, были насыщены множеством самых различных по своим масштабам и значимости событий: перевороты, войны, сокрушительные победы и поражения. Но ни в одном из этих событий, как справедливо отмечал К. Ясперс, не просматривается историческая роль человека. Неотвратимая власть судьбы, распространившаяся в равной степени и на людей, и на богов, лишала человека активности, вовлекая его в извечный круговорот жизни.
Культурология (В.Е. Толпыкин, Т.В. Толпыкина) |
Просмотров: 1627 |
Добавил: fantast |
Дата: 14.07.2017
|
Диалог религий: возможности и перспективы
Наш анализ мировых религий был бы неполным, если бы, завершая его, мы не попытались ответить на вопрос о возможности диалога между ними. Очевидно, что ответ на этот вопрос может быть только положительный. И хотя каждый человек избирает свой путь к Богу и каждый тип общества и культуры рождает соответствующий тип религии, диалог между религиозными конфессиями не только возможен, но и жизненно необходим.
Культурология (В.Е. Толпыкин, Т.В. Толпыкина) |
Просмотров: 883 |
Добавил: fantast |
Дата: 14.07.2017
|
Нравственность в системе культуры: истоки и горизонты
Человек творит культуру. От него она исходит и на нем замыкается. Наделяя смыслом все бесконечное многообразие предметов и явлений внешнего мира, человек сам становится его смыслообразующим центром. Если Солнце — природный, космический центр Вселенной, именуемой Солнечной системой, то человек — духовный центр Вселенной, именуемой культурой.
Культурология (В.Е. Толпыкин, Т.В. Толпыкина) |
Просмотров: 1983 |
Добавил: fantast |
Дата: 14.07.2017
|
Эвдемонистические и ригористические теории морали, их культурологический смысл Приведенный анализ лишь некоторых, наиболее значительных из множества этических теорий дает возможность сделать вывод, что при всем их бесконечном многообразии можно выделить эвдемонистические (от греч. eudamonia — блаженство) и ригористические (от фр. rigorisme, или от лат. rigor — строгость, простота) концепции морали.
Культурология (В.Е. Толпыкин, Т.В. Толпыкина) |
Просмотров: 1383 |
Добавил: fantast |
Дата: 14.07.2017
|