Показано материалов: 2441-2445
О предмете и структуре марксистской философии Ю. Ф. БУХАЛОВ Предмет марксистской философии и ее структуру следует рассматривать исходя прежде всего из предмета ее изучения и его структуры. Предметом философии является общее отношение материи и сознания, которое выражается в основном вопросе философии. Марксистская философия принципиально отличается от всех других философских теорий прежде всего тем, что она научно поставила и решила основной вопрос философии на базе материалистического понимания истории. Материалистическое понимание истории показало, что отношение сознания и материи представляет не природное, а общественное отношение, ибо сознание существует только как общественное явление и «с самого начала есть общественный продукт». Реально отношение сознания и материи проявляется только в жизни общества (и человека как члена общества), в соотношении общественного (и индивидуального) сознания и общественного (и индивидуального) бытия. |
О предмете диалектического материализма А. П. ШЕПТУЛИН Главное в содержании любой науки составляют открываемые и формулируемые соответствующим образом законы. В связи с этим соотношение одной науки с другой определяется соотношением изучаемых ими законов. Наука, изучающая более общие законы, является общей по отношению к науке, изучающей менее общие законы. Диалектический материализм является всеобщей наукой, он изучает законы, действующие одновременно в природе, обществе и человеческом мышлении. В ходе изучения всеобщих законов, действующих в объективной действительности и в сознании, возникает необходимость установить соотношение между первыми и вторыми, выявить закономерности их взаимосвязи и взаимозависимости. |
О научности и специфичности предмета философии В. В. Агудов 1. Как ни в одной другой науке вопрос о ее предмете не стоит так остро, как в философии, обладая при этом своеобразной «вечностью». Здесь действуют свои объективные причины: во-первых, сказывается действие одной из общих черт развития всякой подлинно научной теории — ее изменения, вызываемые постоянным развитием самого объекта познания; во-вторых, предмет философии в отличие от предмета других наук, обладает особой сложностью и противоречивостью, порожденной не только теоретической, но и идеологической системой связей между философией и всеми другими отраслями знания; в-третьих, в отличие от других наук,— множественностью направлений и школ, в том числе и антинаучного характера, что порождает острейшие противоречия между ними. |
Логические категории как предмет философии В. В. ВЕРБОВСКИЙ, В. А. КАПУСТИН 1. Логика вещей, объективная диалектика, или логос (в гераклитовском смысле) из внешнего вечного Закона мироздания переходит в логику человеческого мышления. Но это есть мышление, направленное на предметный мир, предметное, «обыденное» мышление. С отделением умственного труда от физического начинается осмысление самих форм мысли, самих логических категорий в отличие от осмысления вещей с помощью неосознаваемых категорий. Начинается история философии. Философия всегда независимо от субъективных намерений тех или иных философов занималась только логическими категориями, выяснением их связей, их переходов, их содержания. Осознание этого в домарксовской философии мы встречаем лишь у Аристотеля и Гегеля (и то частичное). Философия марксизма совершенно определенно начинается с того, что она есть диалектика, а диалектика есть наука «о чистом мышлении» (Ф. Энгельс), о категориях, об их связи и движении. Но движение и связь категорий, диалектика как логика отображают движение и связь самой действительности, и значит, диалектика есть также наука о всеобщих законах бытия(Ф. Энгельс). |
Логика развертывания системы и предмет марксистско-ленинской философии К. Н. Суханов 1. Проблема предмета марксистско-ленинской философии на какой-то стадии ее рассмотрения сводится к вопросу о краткой дефиниции марксистско-ленинской философии как науки. Такого рода дефиниции либо «подытоживают главное» [4, 386] в конце «действительно исчерпывающего» (Ф. Энгельс) рассмотрения существа и форм проявления определяемого предмета, либо выступают в качестве предварительного, абстрактного знания предмета, являющегося исходным пунктом развития системы знания, в том числе, философского [5, 59]. Естественно, что во втором случае логика развертывания системы будет определяться категориальным содержанием соответствующей дефиниции. Именно в плане этого второго варианта мы рассмотрим логику развертывания системы марксистско-ленинской философии и диктуемое этой логикой понимание структуры предмета марксистско-ленинской философии. |